Храм

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

В грамоте Калиты Павловское уже называется селом, следовательно, в нём была уже церковь.
«В вотчине Суждальской соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы протопопа с братиею, Суждальского уезду Опольской десятины в селе Павловском, имелась старинная церковь, два престола: един во имя святаго пророка предтечи и крестителя Господня Иоанна, честного его рождества; второй, во имя сих святителей и чудотворцев Иоанна и Феодора епископов Суждальских, которая церковь за ветхостию в 1729 году разобрана».
Церковь эта была разобрана за ветхостью в 1729 году. Кем и когда построена разобранная в 1729 году церковь, неизвестно. Если предположить на существование деревянной церкви 200 лет, то построение этой церкви будет совпадать с переходом села от князя Михаила Васильевича Горбатого в Суздальский Рождественский собор. Церковь эта первоначально устроена однопредельная — в честь Иоанна Предтечи, а потом около 1637 года устроен придел в честь и Суздальских угодников Феодора и Иоанна. На такое предположение наводит имеющийся в Суздальском соборе древний антиминс с следующею надписью: «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в церкви иже во святых отец наших Ивана и Феодора епископов Суждальских чудотворцев, священа бысть церковь сия в лето 7145 Индикта 5, месяца Июня в 24 день, на праздник Рождества честного славного пророка предтечи и крестителя Ивана, при благоверном Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии». Антиминс этот мог принадлежать и другой какой-либо церкви, но для нас важно то, что Павловский придельный храм во имя Суздальских чудотворцев Феодора и Иоанна, по весьма достоверным преданиям, дошедшим до составителя исторического сказания «о граде Суждале», соборного ключаря Анания Феодорова, существовал около времени освящения означенного антиминса, а очень может быть и пристроен к главному храму в год освящения антиминса.
Из принадлежностей этой, в 1729 году разобранной церкви в кон. XIX века имелись в церкви следующие вещи:
Напрестольное Евангелие с следующим послесловием: «7161/1653 года печатанное марта в 21 день на память Иакова исповедника в 8-е лето богохранимаго царствования царя Алексея Михайловича — во 2-е лето патриаршества отца его и богомольца великого Государя святейшаго Никона патриарха».
Постная триодь, печатанная в 7192/1684 года при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах. На листах этой книги была подпись, от которой остались лишь следующие слова: «сия книга нарицаемая треодь»…
Пролог за 6 месяцев — с сентября с следующею подписью по листам: «сия Богодухновенная глаголемая книга преславная пролог царствующаго града Москвы златоустаго монастыря игумена Феоктиста келейная а взята по казенной цене спечатного двора и переплетена на его игуменския келейныя деньги и отдана в село Павловское в церковь св. Иоанна Предтечи деньги по цене взяты… подиакон Андрей Пустынно… по приказу отца своего священно-иерея Феодора». Упоминаемый в подписи: игумен Феоктист был родом из сёла Павловского.
Не излишне добавить здесь одно небезынтересное сведение о игумене Феоктисте, проливающее некоторый свет на значение подарка его в церковь села Павловского. В истории русского раскола почти всем известны лица, крепко стоявшие за раскол при его появлении,— протопоп Аввакум, поп Никита и диакон Федор. Наряду с ними в истории раскола стоит и игумен Московского Златоустова монастыря Феоктист, тоже крепко ратовавший против новшеств. Так между прочим известно: на соборе, бывшем в Москве в 1666 году в 10-е заседание, происходившее в крестовой патриаршей палате, явился игумен Златоустового монастыря Феоктист для словопрений против новопечатных книг и, убежденный отцами собора, принес искреннее покаяние. Выражение подписи на прологе: «Богодухновенная книга новая с печатного двора» показывает, таким образом, что книга эта есть одна из первых экземпляров исправленных новопечатных книг при патриархе Никоне и Феоктист, признавая ее вполне правильною, назвал «Богодухновенною». Выражая усердие к своему родному храму подарком исправленной новопечатной книги, Феоктист, вместе с тем, можно с достоверностью предполагать, имел в виду подействовать этим обстоятельством против раскола, закравшегося и в родное его село. Сам самолично судился на Московском соборе за противодействие исправлению книг и, убежденный в правоте патриарха Никона, вполне сознал свое заблуждение и, признавая уже непогрешительность новопечатных книг, присылает несколько экземпляров их для вразумления своих соотчичей — поселян Павловского.
Священно-иерей Феодор — священник того села и вероятно отец игумена Феоктиста, иподиакон Андрей переплетчик или келейник игумена. На внутренней стороне досок книги была следующая надпись: «сия книга села Павловского церкви Иоанна Предтечи подписал того села священник Тимофей Андреев».
Два образа св. Иоанна Предтечи и святителей Феодора и Иоанна, Суздальских чудотворцев, древнего письма, в ризах низанных стеклярусом по очень грубому холсту.

Деревянный храм построенный в 1729 году имеет следующую о себе историю. В 1729 году деревянная двух-предельная церковь села Павловского настолько пришла в ветхость, что не оставалось более возможности совершать в ней богослужение. Требовалось или прикрыть храм, или построить новый. Но, во чтобы-то ни стало, крестьяне села Павловского решились построить новый — деревянный же и таковых же размеров. В этом же 1729 году, чрез церковного старосту Кондрата Васильева, на имя Преосвященного Иоакима, епископа Суздальского и Юрьевского подана была просьба о том, что «в сельце Павловском приходская церковь Божия, во имя рождества Иоанна предтечи и святителей Иоанна и Феодора епископов Суждальских, старинное строение, ныне весьма обветшала, и ныне де они (крестьяне) иметь обещание построить в том селе церковь Божию новую, во имя рождества ж Иоанна предтечи, по которому их прошению о строении церкви вновь дана благословенная грамота». Получив разрешение на постройку нового храма, крестьяне тотчас приступили к работе. В этом же году церковь была отстроена и освящена. Но к немалому прискорбию крестьян села Павловского к новоотстроенной церкви не дан был причт, и требы и богослужение исполнял причет Суздальского Рождественского собора, в вотчине коего состояло село.
Новоотстроенный храм этот существовал сравнительно недолгое время. Построенный, или точнее перестроенный из старой обветшавшей церкви на собственные средства павловцев следовательно не мог иметь достаточной прочности и достаточного внутреннего украшения. Оставшиеся от этого храма царские двери свидетельствуют о его крайней бедности.

Каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи была построена в 1805 г. на средства прихожан с приделом во имя Святителей Федора и Иоанна Суздальских Чудотворцев.
Каменный храм этот хотя и далеко превосходит ценностью прежний деревянный, но также беден внутренними и даже внешним украшением. Фасад храма общий с фасадами бедных сельских церквей, построенных в начальных годах ХIX столетия — совершенно без всяких украшений,— четырехугольный, в виде столба, в два света, с двумя боковыми дверями, с полукруглым алтарем и с трапезою в два придела. Купол на церкви четырехгранный — изнутри совершенно круглый, фонарь на куполе с четырьмя щелеобразными окошками, на нем небольшая глава с железным восьмиконечным крестом. Стены выбелены известкой, иконостас в 5 ярусов, простой столярной работы.
Колокольня построена одновременно с церковью, в три яруса с четырехгранным куполом, на котором утвержден фонарь с четырьмя небольшими пролетами, на нем глава с железным восьмиконечным крестом.
В начале 60-х годов, с одной стороны усмотрев значительную тесноту в храме, а с другой, затруднение в зимние месяцы молиться в холодном храме, крестьяне решили на собственные средства сделать пристройку к церкви в параллель с прежде-устроенным приделом. В 1864 году на праздник св. Пасхи сами крестьяне (почти все крестьяне села Павловского каменщики) сложили другой придел во имя Свят. Безсребренников Козьмы и Дамiана, снабдив его очень ценными хорошего древнего письма иконами, приобретенными некоторыми из крестьян из Московского Чудова монастыря.
1-го ноября 1865 г. придел Козьмы и Домиана был освящен.
В непродолжительном после сего времени на средства же крестьян села Павловского, с помощью иных доброхотных дателей, слит колокол в 400 пудов и куплены довольно ценные серебреные, густо вызолоченные сосуды.

В 1876 году расписанием приходов и причтов во Владимирской Епархии усердие крестьян села Павловского к своему храму поощрено было тем, что Павловский приход назначен самостоятельным приходом с причислением к нему церкви и причта соседнего села Батыева — церкви более богатой внутренним и внешним украшением. Как бы в благодарность за это крестьяне села Павловского в непродолжительном времени после такого расписания приходов, построили довольно приличный деревянный, крытый железом дом для священника.
В 1882 г. преподано благословение от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского прихожанам и церковному старосте с. Павловского, за пожертвование на устройство сторожки 200 руб.

Причт села Павловского кроме добровольных пожертвований за требоисправления, простирающихся до 300 руб., имели пахотной земли 30 десятин, сенокосной 3 и усадебной 1 десятину. Земля обрабатывалась самим причтом, при содействии прихожан, которая в урожайные годы давала чистой пользы около 200 рублей.
Весь приход села Павловского к 1883 году состоял из одного своего села, к приписному селу Батыеву отношение не более как официальное. Приходских душ муж. 306 и жен. 343.
Религиозно — нравственное состояние павловцев особенно не выдается (По преданию, из павловцев не мало было иноков, отличавшихся высокими иноческими подвигами по преимуществу в Суздальских обителях. К сожалению до нас не дошло никаких более или менее достоверных письменных сведений о таковых подвижниках, за исключением сведений о игумене Феоктисте и крестьянине Иване Васильеве, о котором в приходорасходных книгах Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1697 года лишь сказано только, что «в 29 день (месяца декабря 7205 года) Суздальского уезда села Павловского крестьянин Ивашко Васильев дал вкладу 3 рубли и за тот вклад в монастырь пострижен».); суеверий и грубых пороков в селе не слышно. Долг исповеди и таинства Св. Причастия в большинстве исполняется ежегодно, за исключением тех, которые живут в разных местах Российской Империи, на заработках.

Причта при церкви в кон. XIX века положено: священник и псаломщик. Причт кроме добровольных пожертвований за требоисправления, простирающихся до 300 руб., имел пахотной земли 30 десятин, сенокосной 3 и усадебной 1 десятину. Земля давала причту дохода до 200 рублей.
Приход состоял из одного села, в котором в 1897 г. числилось 108 дворов, душ муж. пола 322 и жен. пола 343 души.

27 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход храма святого Иоанна Предтечи села Павловское Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.

Комментирование запрещено